На какую глубину бетонировать столбы для гаража. Столбчатый фундамент

04.09.2023

Даже под легкий сборный необходимо устройство фундамента. Основание защищает постройку от поступающей из грунта влаги и обеспечивает устойчивость и надежность конструкции.

Гараж – конструкция легкая, поэтому самый распространенный вариант основания – ленточный фундамент. В зависимости от конструкции гаража и типа почвы лента фундамента может быть выполнена из следующих материалов:

  • бетонная смесь с армированием – самое простое и доступное решение;
  • шлакоблоки – надежное и прочное основание, быстрый и простой монтаж. Минусы – большой вес блоков и плохая теплоизоляция, необходимо утепление, а это лишние затраты;
  • блоки ФБС – можно устанавливать на любом типе грунта. Такая лента будет отличаться прочностью и устойчивостью. Единственный минус – для укладки блоков понадобиться применение специальной техники.

Важно. Время устройства фундамента из ФБС минимально, что значительно сокращает сроки строительства. Это оправдывает затраты на аренду спецтехники. Ведь фундамент из бетона должен застывать минимум 21 день.

  • газосиликатные блоки – привлекают низкой ценой и простотой укладки, материал морозоустойчив. Но у газосиликатных материалов много минусов, основные – малая прочность и высокий процент паропроницаемости;
  • пеноблоки – недорогой материал, который можно использовать для легких сборных металлических конструкций. Нужно учитывать, что пеноблок дает большую усадку и часто не выдерживает высоких нагрузок. Не самый лучший вариант для фундамента.

Опалубка для ленточного фундамента

Ленточный фундамент может быть мелко заглубленным и заглубленным. Это зависит от типа грунтов на площадке, глубины промерзания почвы и от материала стен постройки.

На сложных проблемных влажных грунтах с высокой пучинистостью лучше выбирать более дорогой, но надежный тип фундамента:

  • свайное основание – это стойки из винтовых или буронабивных металлических свай перевязанные арматурным каркасом и закрепленные при помощи металлического ростверка. Время монтажа минимально, высокая несущая способность и относительно небольшая стоимость;
  • плитный плавающий фундамент – дорогая, но быстро устанавливаемая конструкция. Рекомендуется для участков, где высокое залегание грунтовых вод и влажные, слабые глинистые почвы.

Есть ошибочное мнение, что проще сделать под гараж недорогой столбчатый фундамент из кирпича. Но у такого основания очень низкая несущая способность. Заглубление столбов необходимо делать не менее метра или более, в зависимости от точки промерзания почвы.

Если грунт глинистый, то понадобиться дополнительное утепление. В итоге призрачная экономия затрат и работ обойдется большим вложением труда и денег.

Если решено выполнять строительство фундамента своими руками, то самый простой вариант – ленточный фундамент. Далее будем рассматривать особенности устройства этого типа основания под гараж.

Предварительный расчет ленточного фундамента

От каких параметров зависит расчет фундамента для гаража:

  • прочность грунта;
  • из какого материала выполнены стены гаража – от этого параметра зависит несущая нагрузка на фундамент;
  • какая глубина промерзания грунта;
  • высота залегания грунтовых вод на участке;
  • конструкция и этажность гаража.

Определяем тип почвы на участке

Основание должно стоять на твердом устойчивом грунте, от типа почвы зависит глубина, на которую будем закладывать ленту фундамента. Для устойчивых крупнообломочных, щебневых или гравийных грунтов и для песчаной почвы можно смело выбирать мелко заглубленный фундамент – до 80 сантиметров глубины.

Глинистые, торфяные почвы и суглинок – почему нужно увеличить глубину фундамента до полутора метров:

  • даже при небольшой минусовой температуре влага, которая задерживается глинистой почвой, замерзает и грунт вспучивается, выталкивая жесткое бетонное основание. При оттаивании почвы лента фундамента опускается. В итоге фундамент постоянно подвергается деформации и быстро разрушается.

Важно. Глубина залегания фундамента на глинистых грунтах должна быть ниже точки промерзания.

  • глина неустойчива и быстро размывается при высоком залегании грунтовых вод. Это тоже вызывает перекос и быстрое разрушение фундамента.

На глинистых и торфяных грунтах и супесях целесообразно монтировать свайные и плитные типы фундаментов. Если такой возможности нет, то ленточное основание должно быть заглублено ниже точки промерзания почвы не менее чем на 20 сантиметров.

На скальных и песчаных почвах вполне достаточно мелко заглубленного фундамента — до 80 сантиметров глубины.

Грунтовые и сезонные воды

Расчет фундамента под гараж должен учитывать не только высоту залегания грунтовой воды, которая постепенно размывает основание, вызывая деформацию и трещины, но и сезонные природные осадки.

Если участок расположен в низине, то серьезно повлиять на фундамент могут талые и дождевые воды. Поэтому необходимо внимательно осмотреть участок и определить прохождение потоков талой и дождевой воды. По необходимости устроить дренажную систему, которая будет поворачивать воду в обход фундамента.

Проверить залегания грунтового слоя воды можно только путем бурения шурфов.

Важно. Обязательное правило – глубина фундамента под гараж должна быть выше слоя залегания грунтовой воды минимум на пятьдесят сантиметров.

Материал стен гаража

Расчет фундамента под гараж обязательно должен учитывать материал стен постройки. От этого зависит ширина ленты фундамента и глубина его залегания:

  • стены из кирпича и бетона несут высокую нагрузку на фундамент, поэтому ширина ленты должна быть больше ширины кирпича или блока на 10 — 12 сантиметров, учитывая ширину опалубки;
  • легкие металлические сборные конструкции можно устанавливать на обычный мелко заглубленный фундамент.

При проведении работ обязательно нужно предусмотреть наличие цоколя, при установке опалубки, который должен быть выше уровня почвы минимум на 20 сантиметров. Это условие особенно важно для стен из кирпича и дерева. Цоколь защищает стены постройки от разрушительного действия воды из почвы.

Мелко заглубленный или заглубленный фундамент

Своими руками построить дорогостоящий заглубленный фундамент для гаража сложно и не всегда такая постройка выгодна и нужна. Если планируется серьезная капитальная постройка с подвалом, то тогда стоит тратиться на устройство заглубленного фундамента.

Для простого гаражного бокса с небольшой смотровой ямой вполне достаточно обычного мелко заглубленного фундамента.

Устройство обычного мелко заглубленного фундамента для гаража

Если планируется своими руками оборудовать в гараже небольшую смотровую яму, то заглубление ленты фундамента должно быть не менее одного метра. Это обеспечит высокую несущую способность основания и предотвратит деформацию основания при земляных работах.

Остановимся на важных моментах строительных работ, которые предотвратят отрицательное действие пучинистого грунта и влаги на ленту фундамента и стены постройки:

  • надо обязательно утеплить снаружи фундамент по опалубке листами экструдированного пеноплекса или пенополистирола по всей высоте ленты, включая цоколь. Толщину пеноплекса выбираем, ориентируясь на климат региона;
  • устройство отмостки (50 см ширина), с утеплением пеноплексом предотвратит промерзание грунта и деформацию кирпичных и бетонных стен гаража;
  • ливневая канализация обеспечит отвод воды от фундамента;
  • дополнительный дренаж на уровне подошвы необходим при высоком залегании грунтовой воды на площадке;
  • обязательно устройство качественной гидроизоляции бетонной ленты при помощи пеноплекса или обычных листов рубероида. Можно использовать и битумную гидроизоляцию.

Если не экономить на гидроизоляции и дренажных работах, то устойчивость, прочность и долговечность фундамента гарантирована.

Сколько стоит устройство простого ленточного фундамента

Во сколько обойдется устройство обычного ленточного фундамента, если земляные и бетонные работы выполнять самостоятельно? Средняя цена, которая учитывает гидроизоляцию и утепление – до пяти тысяч рублей.

Полезное Видео с подробным описанием происходящего:

На чем не стоит экономить:

  • приобретайте готовый наливной бетон с присадками. Переплата небольшая, а прочность и надежность смеси гарантирована;
  • не экономьте на гидроизоляции и утеплении, экструдированный пеноплекс – недорогой материал.

Выбирая тип фундамента, рассчитайте все затраты. В некоторых случаях простая бетонная лента с утеплением и гидроизоляцией обойдется дороже, чем быстрая установка надежных винтовых свай.

Каркасная конструкция зданий различного назначения, является легким сооружением, которое не требует строительства сложных и материалоемких фундаментов. К таким сооружениям относятся и гаражи каркасной конструкции, вне зависимости из какого материала выполнен каркас (профильная труба, пиломатериал, ЛТСК конструкции).

Фундамент под каркасный гараж

Фундамент под каркасный гараж может иметь следующую конструкцию:

  • Ленточный. Обычно используется при строительстве капитальных строений с глубиной заложения ниже уровня промерзания в регионе строительства. Для легких конструкций – применяют ленточный, мелко заглубленный фундамент.
  • Столбчатый. В своей основе предполагает устройство железобетонных или кирпичных столбов. Столбы располагаются по углам строения, в местах прохождения стен и иных конструкций, а также в иных местах, в зависимости от геометрических размеров строения.
  • Свайный. В зависимости от типа свай (железобетонные или винтовые), применяются различные технологии по монтажу последних. Это забивка – для ж/б конструкций и завинчивание – для металлических винтовых свай.

Как уже писалось выше – каркасная конструкция, это легкая конструкция, поэтому вполне допустим вариант строительства каркасного гаража без фундамента. Это, правда, сопряжено с определенными рисками (сезонная деформация конструкции, воздействие ветровых и снеговых нагрузок и т.д.), но, тем не менее, такой вариант строительства каркасного гаража своими руками вполне возможен.

Тип фундамента определяется на стадии проектирования гаража, составления плана и выполнения предварительного подсчета потребности материалов и их стоимости. Для того чтобы правильно сделать выбор, необходимо изучить достоинства и недостатки каждой конструкции, потребность в материалах и механизмах, а также подсчитать необходимые трудозатраты.

Какой тип выбрать?

У каждого типа фундамента есть свои плюсы и минусы, поэтому каждый застройщик выбирает для себя индивидуально, в зависимости от технических и материальных возможностей, какой фундамент построить.

Ленточный, мелко заглубленный фундамент


Конструкция ленточного, мелко заглубленного фундамента, выглядит следующим образом:

Достоинства конструкции:

  • Низкая, по отношению к нормально заглубленному типу, стоимость материалов и работ;
  • Не продолжительные сроки выполнения работ;
  • Простота выполнения монтажных работ;
  • Отсутствует потребность в использовании специальной техники;
  • Обладает запасом несущей способности, при дальнейшем строительстве легких конструкций;

Недостатками являются:

  • Не возможность устройства на пучинистых грунтах;
  • Подверженность негативному воздействию близко залегающих грунтовых вод.
  1. Определяется ширина ленты фундамента. Данная величина выбирается застройщиком индивидуально, в зависимости от размеров гаража и финансовых возможностей.
  2. По периметру гаража роется траншея. Ширина траншеи больше ширины ленты фундамента на 200 мм, глубина траншеи – 500 мм от поверхности земли.
  3. Из пиломатериалов изготавливается опалубка сооружаемого фундамента. Нижний край опалубки должен быть ниже поверхности земли не менее чем на 100 мм. Верхний край – определяет размер ленты фундамента и находится над поверхностью земли на высоте не более 700 мм. Верхний край опалубки монтируется в горизонтальной плоскости, для этого используется строительный уровень, нивелир или теодолит.
  4. В траншею засыпается песчано-гравийная смесь либо песок, крупной или средней фракции. При его укладке выполняется послойная трамбовка. Толщина слоя трамбования – 200 мм. Во внутренне пространство опалубки ПГС не засыпается.
  5. Внутри опалубки монтируется арматурный каркас. Соединение арматуры выполняется с использованием вязочной проволоки, пластмассовых фиксаторов или кирпича, используемых для подкладки под нижние прутки арматуры.
  6. В подготовленную опалубку заливается бетон марки М250 или М300.
  7. По верхнему слою бетона, после его затвердевания, укладывается гидроизоляция.

Устройство опалубки и засыпка траншеи ПГС могут выполняться в обратной последовательности. Это зависит от желания застройщика.

Столбчатый фундамент


Каркасный гараж на столбчатом фундаменте

Конструкция столбчатого фундамента выглядит следующим образом:

На данной схеме:

  1. Обсадная труба.
  2. Бетон.
  3. Бетонная опора.

Достоинствами данной конструкции фундамента являются:

  • Низкая стоимость, по сравнению с иными, более сложными конструкциями;
  • Не подвержен воздействию пучинистых грунтов и грунтовых вод.

Недостатки:

  • Нельзя использовать при строительстве тяжелых сооружений;
  • Не обладает достаточной прочностью к перемещению в горизонтальной плоскости.

Строительство фундамента, данной конструкции, выполняется в следующей последовательности:

  • Осуществляется планировка участка строительства, снимается плодородный слой почвы;
  • Выполняется разметка участка. Отмечаются углы строящегося гаража, места установки ворот и промежуточных столбов. Промежуточные столбы устанавливаются через 2,5 – 3,0 метра между угловыми столбами, на прямых участках периметра сооружения. Выбирается вариант и способ устройства столба. Это может быть:
  1. Обсадная труба – используются металлические или асбестоцементные трубы диаметром 250 – 400 мм и толщиной стенки не менее 25 мм;
  2. Использование деревянной опалубки;
  3. Использование пеноблоков или кирпича.

В зависимости от выбранного варианта устройства столба, выполняются работы по его устройству.

При использовании обсадной трубы:

  • Подготовленные трубы нарезаются. Их длина должна быть не менее 1,5 метров.
  • Изготавливается арматурный каркас. Размеры каркаса определяются исходя из размеров обсадной трубы.
  • При помощи бурильно-крановой машины (БКМ) выполняется высверливание котлованов под столбы, требуемого диаметра.
  • В изготовленные котлованы устанавливаются обсадные трубы, в которые помещается арматурный каркас.
  • В обсадную трубу заливается бетон, при этом используется глубинный вибратор.

При использовании деревянной опалубки:

  • Копается котлован. Работа может выполняться экскаватором или вручную.
  • На дне котлована монтируется опалубка для устройства бетонной опоры. Опора шире столба.
  • В опалубке опоры монтируется арматурный каркас, с таким расчетом, чтобы были предусмотрены выпуски, для крепления к нему каркаса столбов.
  • Опоры заливаются бетоном.
  • Изготавливаются каркасы столбов, после чего они крепятся к выпускам каркаса бетонных полушек.
  • Вокруг смонтированных каркасов столбов монтируется опалубка столбов.
  • В подготовленную опалубку заливается бетон.

При использовании кирпича или пеноблоков:

  • Работы выполняются, как и при использовании деревянной опалубки, до момента заливки бетоном подушек.
  • На верхнюю поверхность подушек укладывается 2 слоя гидроизоляции;
  • Выполняется кирпичная кладка, от бетонных полушек, до отметки высоты фундамента над поверхностью земли. Кладка столбов выполняется не менее, чем в 1,5 кирпича.
  • Выполняется гидроизоляция кладки специальными мастиками или составами.
  • Для создания устойчивости фундамента в горизонтальной плоскости, осуществляется монтаж ростверка. Ростверк может выполняться из металла, дерева или железобетона. Материал выбирает застройщик, в зависимости от материала каркаса сооружаемого объекта.

Свайный фундамент


Свайный фундамент для каркасного гаража

В конструкции свайного фундамента могут быть использованы:

  • Винтовые сваи:
  • Железобетонные сваи:

Данные типы свай различаются по конструкции, геометрическим размерам, способам монтажа и условиям применения.

Достоинства использования свайных фундаментов:

  1. Возможность использования на подвижных грунтах;
  2. Все сезонность выполнения работ;
  3. Возможность устройства фундамента на склоне;
  4. Минимальные подвижки при усадке строения;
  5. Надежность конструкции.

Недостатками являются:

  • Монтаж производится с помощью специальной техники (ж/б сваи) или приспособлений (винтовые сваи);
  • Не рекомендуется при возможных подвижках грунта в горизонтальной плоскости;
  • При повреждении сваи невозможно вычислить ее повреждение;
  • Для ж/б свай, обладающих значительным весом – тяжелый, в физическом отношении, монтаж конструкций.

Как уже было написано выше, каркасный гараж, это легкая конструкция, поэтому вариант устройства свайного фундамента с использованием железобетонных свай – не соответствует типу и характеру постройки, поэтому не будет рассматриваться.

Строительство фундамента, с использованием винтовых свай, выполняется в следующей последовательности:

  1. Осуществляется планировка и разметка участка, как в случае устройства столбчатого фундамента;
  2. В размеченных местах производится ввинчивание свай в слой грунта;
  3. После завинчивания всех свай, с помощью нивелира или теодолита, отмечаются высотные отметки, с таким расчетом, чтобы все головные части свай были в одной плоскости;
  4. По сделанным отметкам выполняется обрезка свай;
  5. Во внутреннее пространство заливается бетон;
  6. На головные части сваи привариваются оголовники;
  7. По оголовникам осуществляется монтаж ростверка. Ростверк, как ив варианте столбчатого фундамента, выполняется из материалов выбранных застройщиком.

Из рассмотренных вариантов устройства фундамента и технологий его монтажа видно, что для того, чтобы сделать правильный выбор – нужно тщательно все изучить и рассчитать, после чего остановиться на той, или иной конструкции.

Ленточный фундамент становится всё более популярным. Его используют во многих проектах, благодаря относительно небольшой затратности, по сравнению с плитным, и хорошим несущим качествам. Если для гаража вам нужна смотровая яма или погреб, ленточный фундамент позволяет без труда их соорудить.

Перед возведением монолитного ленточного фундамента для гаража нужно рассчитать его глубину и ширину.

Сильно распространён мелкозаглубленный ленточный фундамент . Он довольно экономичный. Для его возведения необходимо небольшое количество строительных материалов: опалубки, арматуры и железобетона. Минимальная глубина ленточного фундамента 40 см. Такой фундамент можно возводить если грунт под ним не пучинистый, не сыпучий. Не допускается строительство на органическом грунте. Большинство других грунтов прекрасно подходят для ленточного монолитного фундамента.

Ленточный фундамент закладывают в глубину до 2-3 м. На пучинистых грунтах фундамент под гараж опускается ниже максимальной глубины промерзания. На сыпучих грунтах рекомендуется устанавливать подошву фундамента как можно глубже. Чем глубже фундамент, тем больше сопротивление сжатию. У глубокозаглубленного фундамента риск значительной усадки меньше.

Ширина фундамента должна минимум на 10 см быть больше ширины стен.

После разметки расположения ленточного фундамента, нужно вырыть котлован на глубину его залегания с припуском песчаной подушки на 10-20 см.

Заливка ленточного фундамента под гараж может осуществиться двумя способами.

Более распространённый — установка опалубки на полную высоту всех стенок фундамента, потом армирование и заливка железобетонной смесью.

Менее распространено закладывание ленточного фундамента в два этапа. Несколько подходов необходимо, если над фундаментом трудится небольшая команда работников. Можно не успеть за один день сделать в бетономешалке необходимое количество смеси. Если появилась проблема с нехваткой времени, сначала заливают основную часть фундамента прямо в траншею, предварительно сделав армирование. После затвердения железобетона устанавливают и закрепляют опалубку на необходимую высоту и снова заливают фундамент до конца.

Какая должна быть опалубка для фундамента под гараж, определяют в зависимости от бюджета на строительство гаража и его общего дизайна.

Существует несъёмная опалубка — металлическая, железобетонная и из пенопостирола. Опалубку такого вида нужно обшивать материалом, который можно выбрать в соответствии с общим дизайном гаража. При использовании несъёмной опалубки не придётся тратить время на её снятие.

Несъёмная опалубка изготавливается из деревянных досок или листов фанеры. Для установки щиты опалубки плотно стыкуют между собой и закрепляют вязальной проволокой.

Армировать фундамент нужно для укрепления его несущих качеств.

Арматурный каркас состоит из как минимум двух рядов вертикальных прутьев. Горизонтальные прутья обычно располагаются с шагом 30 см. Их количество увеличивается пропорционально глубине фундамента.

После установки опалубки и армирования фундамент под гараж нужно залить железобетоном. Готовую смесь можно купить в строительном магазине или изготовить её самостоятельно. Нужно смешать цемент, песок, щебень в пропорции 1:3:5. Заливать фундамент можно в два этапа, но гораздо более прочным будет залитый в один приём монолитный ленточный фундамент.

Монолитный фундамент часто выбирается строителями. Высокие материальные затраты и достаточно сложный процесс установки оправдываются хорошими несущими качествами, высокой износоустойчивостью и возможностью возведения на практически любом типе грунта.

Фундамент из блоков ФБС

Фундамент из этих блоков также относится к ленточному типу, но возводится не монолитной заливкой бетона, а укладкой блоков по периметру несущих стен здания . Монолитный фундамент прочнее блоков ФБС и обладает большей несущей способностью. Блоки ФБС применяют довольно часто, потому как они имеют ряд преимуществ, недоступных для монолитной кладки.

Привлекает меньшая, по сравнению с монолитным фундаментом, стоимость. Для возведения монолитного фундамента необходимо приобретение и укладка опалубки, арматуры и бетонной смеси. Фундамент из блоков не в чём этом не нуждается. Застройщикам необходимо будет вырыть траншею, насыпать и уровнять песчаную подушку 30-40 см в высоту и уложить купленные блоки, закрепляя их при помощи цементного раствора.

Когда нужно закончить работу над постройкой гаража за один сезон или меньшее время, строители ценят скоростные материалы. При использовании монолитного фундамента, железобетон застывает примерно один месяц. Только после его окончательного укрепления можно продолжать работу над гаражом, возводить стены и крышу. Фундамент из блоков ФБС под гараж не занимает много времени на застывание. Достаточно дождаться затвердевания цемента (1-2 дня) и начинать кладку стен.

Блоки можно укладывать вручную. Рекомендуемый размер для самостоятельной кладки 20х20х40 см, такие блоки будут весить 30 кг, что сделает возможным их самостоятельное поднятие. Для укладки блоков часто применяют спецтехнику, с её помощью процесс ускоряется и, для небольшого гаража, может занять 1-2 дня. Иногда без подъёмного крана обойтись нельзя, так как крупные блоки достигают в весе 1,4 тонны.

Столбчатый фундамент под гараж

Главное положительное качество столбчатого фундамента — возможность установки на глубину до 3,5 м и более. Это делает фундамент подходящим для любого типа грунта.

Ленточный фундамент проблематично устанавливать на глинистых почвах. Столбчатый фундамент устанавливается на глубину ниже промерзания грунта, укрепляется арматурой и служит долго не давая трещин и не перекашивая гараж.

При использовании столбчатого фундамента невозможно сделать подвальное помещение в гараже.

Столбы фундамента, располагающиеся по углам гаража, иногда заходят в землю на 0.5-1 м ниже других. Столбы находятся под всеми стенами здания на расстоянии 1.5-2 м друг от друга.

Столбчатый фундамент обычно делают, используя технологию ТИСЭ . Перед установкой столбов в заранее намеченных точках бурят скважины фундаментным буром.

Чаще всего столбы изготавливаются из железобетонной смеси двумя способами .

Более лёгкий — установка арматуры в пробуренную скважину и заливка в неё железобетонной смеси.

Другой способ затратнее по изготовлению , но обладает лучшими несущими качествами. На свободном месте ложат рубероид, а на него горизонтально крепятся с помощью гвоздей деревянные доски. Сооружается деревянная опалубка, по размерам равная будущему столбу. Стенки опалубки скрепляются гвоздями, чтобы ещё не взявшийся раствор цемента не вытекал. Вместо опалубки можно использовать асбоцементные или металлические трубы.

В опалубке или трубе устанавливают арматурные столбы и заливается железобетонная смесь. Для её изготовления рекомендуется использование цемента марки 300 или 400. Отдельно изготавливается опорная плита. Её высота не меньше 10 см, а ширина зависит от диаметра столбов и размера шага между ними.

Опорная плита бетонируется к столбам изготовленным в опалубке, вместе с ней они помещаются в пробуренные отверстия с помощью подъёмного крана. К столбам, формирующимся с помощью заливки бетонной смеси в скважины, опорная плита бетонируется после их установки.

Диаметр скважины должен на 3-4 см превышать диаметр ранее изготовленного столба. После помещения столбов в скважины, оставшееся незаполненным место возле них засыпают грунтом, что обеспечивает надёжную фиксацию фундамента.

В зависимости от назначения и материала , из которого изготовлены стены, применяют деревянный, кирпичный и каменный столбчатый фундамент.

Деревянный гараж делают, к примеру, для установки рядом с деревянным домом, в этом случае и фундамент под него можно сделать деревянным. Перед закладкой деревянного фундамента обязательно нужно защитить древесину от гниения. Прежде всего необходимо убедиться, что древесина сухая. После изготовления или покупки деревянных столбов, на них наносят защитное покрытие. Можно покрыть деревянные столбы битумом. К такому покрытию желательно добавить 2-3 слоя рубероида.

Существуют и другие варианты обработки, но при соприкосновении с мокрым грунтом они смываются и дерево быстро поддаётся гниению.

Для обработки дерева при контакте с влагой используют органические растворители: сольвент, уайт-спирит. Кирпичные и каменные столбы фундамента также нуждаются в дополнительной обработке битумной мастикой. Несущие столбы вместо кирпичных или каменных всегда выполняются из железобетона.

Установка столбчатого фундамента для гаража позволяет обойтись минимальными затратами при возможности возведения практически на любом типе грунта. Если вместо универсального железобетона использовать дерево или камень, появятся дополнительные трудности и материальные затраты, связанные с формированием столбов и их дополнительным покрытием.

Фундамент на сваях для гаража

Свайный фундамент под гараж формируется с помощью той же техники, что и столбчатый фундамент. Сваи имеют заострённые концы, которые помогут легко завинтить их в землю. Сваи можно не только завинчивать, но и заливать, предварительно пробурив необходимую глубину.

Перед собственноручным завинчиванием сваи делается углубление на 15- 20 см. Устанавливается свая, в техническое отверстие вставляется лом (диаметр до 3 см), как рычаг используется квадратная труба. Свая закручивается, когда лом поворачивают по кругу вокруг её оси.

Плитный фундамент

Железобетонная монолитная устанавливается на глубину от 0.5 м для гаража, с относительно лёгкими стенами. Глубина фундамента от 1.5 м необходима для стен из кирпича. Фундамент из железобетонной плиты требует больших затрат , так как его площадь велика. Фундамент оправдывает затраты высокими несущими качествами, прочностью и возможностью установки на плохих, для возведения фундамента, грунтах.

Гидроизоляция фундамента гаража своими руками

Гидроизоляция гаража подразделяется на вертикальную и горизонтальную . Если для гаража не предусмотрено никаких подвальных помещений, то проводится гидроизоляция только горизонтального типа. Если УГВ (уровень грунтовых вод) ниже основания фундамента, что всегда рекомендуется для постройки, то на фундамент накладывается рубероид в 1-2 слоя. Если уровень УГВ поднимается выше основы фундамента, тогда для гидроизоляции укладывают 2 и более слоёв рубероида, между которыми промазывается слой битумной мастики.

Когда уровень воды достигает основания или поднимается выше фундамента, целесообразное действие — установка дренажной системы.

Горизонтальная гидроизоляция фундамента нужна при наличии подвального помещения. Границы смотровой ямы или погреба обмазывают битумной мастикой, если этого недостаточно, стены и пол помещения прокладываются одним или несколькими слоями рубероида, которые также промазываются битумом.

Нужно помнить о первоначальной гидроизоляции фундамента под гараж. Перед закладкой фундамента на грунт насыпают необходимый, хорошо утрамбованный слой песка или щебня.

Учитывая все необходимые параметры при изготовлении, материальные затраты, свойства и несущие качества фундамента, выбирается какой сделать фундамент под конкретный гараж.

Строительство гаража начинается с возведения фундамента. Для гаража важно выбрать правильный фундамент. В статье рассмотрим виды фундаментов и разберём какой лучше выбрать.

Столбчатый фундамент

Многие не делают фундаменты под модульные гаражи, так как считают, что они лёгкие и не нуждаются в дополнительной опоре. Однако, под металлический гараж лучше сделать столбчатый фундамент. Он дешевле и его проще строить.
Измерив размеры модуля, определите необходимое количество столбцов. После этого нужно вынуть грунт под каждый из них. Столбцы могут быть из разных материалов. При необходимости их нужно забетонировать. На верх столбцов монтируют детали, к которым впоследствии будет крепиться каркас гаража.



Устройство столбчатого фундамента

Ленточный фундамент

Строительство ленточного фундамента обходится дороже. Технология его изготовления достаточно сложна и требует определённого опыта. Необходимо выкопать траншею по периметру гаража, правильно её забетонировать и обезопасить от разрушения. Эту конструкцию лучше строить под гаражи из кирпича и тяжёлых блоков.



Схема ленточного фундамента

На насыпных грунтах и в местностях с повышенным уровнем грунтовых вод можно заложить монолитную фундаментную плиту. Она представляет из себя армированную пространственным каркасом плиту из бетона.

Монолитный ленточный фундамент

Для самостоятельного изготовления большинство частных строителей выбирают монолитные фундаменты. Они несколько напоминают дорожки, заглублённые в землю. Эти дорожки копируют форму подошвы здания. На них устанавливают стены здания.

В полномасштабных сооружениях ленту фундамента укладывают под все стены, в том числе и внутренние. При строительстве гаража достаточно уложить её по внешнему периметру.

Плавающий фундамент

Фундамент ленточного типа хорош на устойчивых основаниях. На нестабильных грунтах монтируют основы, которые называют «плавающими подошвами». Технологически такая основа является монолитной плитой, которая залегает под площадью всего дома.


Схема плавающего фундамента

На монолитной плите будут превосходно удерживаться тяжеловесные сооружения из кирпича, бетона и камня. Иногда под основу берут сплошную железобетонную плиту, в других случаях делается заливка бетона. Для уплотнения бетонных плит используют вибраторы.

Бутобетонный фундамент

Для удешевления производственного процесса под гараж монтируют бутобетонные фундаменты. Этот вариант подойдёт, если почва в регионе стабильна. В подобной стройке используют бутовый камень, имеющий невысокую цену.



Схема бутобетонного фундамента

Вместо плиты или металлической решётки, которую монтируют при строительстве плавающих подошв, делают кладку из бутового камня. После того как вы сделает анализ грунта и убедитесь, что можно устанавливать бутобетонный фундамент, расчистите площадку.

Удалите слой грунта в 5 см. Далее сделайте подушку под фундамент, уложив и утрамбовав слоями по 15 см щебень и песок.После этого залейте 15 см слой бетона, поверх него уложите камни, на расстоянии не менее 4 см. Ограничьте конструкцию опалубкой. Сверху залейте цемент в 25 см. Сделайте таким образом несколько рядов.

Фундамент сборный из блоков

Иногда фундаменты делают из блоков. Эти блоки производят специально для того, чтобы они могли выдерживать специфическую нагрузку. С помощью блочного строительства можно получить морозоустойчивые и устойчивы к агрессивным средам конструкции. Блочные фундаменты стоят недорого, их можно монтировать в различной конфигурации.


Схема сборного фундамента

К недостаткам этого метода строительства следует отнести то, что для перемещения блоков может потребоваться специальная техника. Её привлечение увеличит себестоимость конструкции. Также вам придётся поработать со стыковочными швами. Эти швы могут стать слабым местом, пропуская холод. Поэтому потребуется установить теплоизоляцию.

Фундамент с использованием несъёмной опалубки

Для сохранения теплоизоляционных свойств используют технологию возведения фундаментов с несъёмной опалубкой, которая представляет из себя блоки, собранные в единую конструкцию. Чаще всего для её изготовления используют пенополистирол. На втором месте по частоте применения стоит полистиролбетон.


Устройство несъёмной опалубки

Иногда в качестве основы используют дерево и бетон. Блоки для опалубки представляют собой полые детали. В эти полости закладывают арматуру, прежде чем осуществлять заливку бетоном. На внутренней части блоков есть неровности и шероховатости. Они необходимы для того, чтобы обеспечить лучшее качество сцепления с бетоном и цементом.

Выбор фундамента в зависимости от типа почвы

Лучшей почвой для фундамента принято считать песчаную, которая обладает хорошими дренажными свойствами. Почвы, содержащие глины относят к проблемным. Среди самых сложных болотистые почвы и пески-плавуны. На них, а также на торфяных и с обильными грунтовыми водами лучше строить столбчатые фундаменты и свайные.

Разные грунты при замерзании по разному влияют на степень деформации грунтов. В зависимости от силы влияния грунты подразделяют на непучинистые, малопучинистые, среднепучинистые, очень пучинистые.
Посмотрите видео и критериях рационального выбора фундамента.

Разметка и земляные работы

Прежде чем приступать к закладке необходимо произвести разметку территории. Для этого в тех местах, где должны располагаться углы здания, нужно вбить клинья. Натяните на клинья шнуры. Они будут указывать направление расположения стен.

После успешной разметки необходимо произвести выемку грунта. Грунт нужно вынимать на глубину, которая определяется исходя из результатов предварительного анализа грунта и особенностей строения здания.

Сооружение арматурной конструкции



Схема армирования

После того как вы успешно вынете грунт по предварительно размеченному периметру сооружения, вы должны будете соорудить арматурную конструкцию. Она нужна для уменьшения риска возникновения зон растяжения. Для начала вбейте в траншею прутья равные по длине глубине траншеи.

На дно укладывают подставки, в качестве которых могут быть использованы кирпичи. На них укладывают несколько нитей арматуры. Эти ряды нужно закрепить поперечными перемычками. Пересечения увязывают сваркой или проволокой.

Монтаж съёмной опалубки



Устройство съёмной опалубки

При заливке бетона используют съёмные конструкцию, которые называются опалубками. Для неё берутся доски шириной от 25 до 50 см. Следует учесть, что чем шире доска, тем реальней опасность возникновения на ней трещины.

Доски необходимо приколачивать к брусьям так, чтобы они торцы досок были прижаты друг к другу. Должна получиться конструкция, которая по высоте должна равняться глубине фундамента. Длина брусьев должна быть на треть больше высоты опалубки. Щели между досок заделывают.

Конструкция опалубки монтируется на заранее подготовленную поверхность с подушкой. Сначала в траншею вбивают брусья. Они должны возвышаться над уровнем земли на высоту фундамента. К ним прибивают доски. Сами брусья укрепляют подпорками.

Заливка бетона в опалубку

Бетонирование необходимо осуществлять очень внимательно. Оно производится по-разному, в зависимости от вида бетонируемого изделия. Бетон подают с лотка миксера в подготовленную опалубку, подталкивая лопатами или используя бетононасос и колокол. Сразу же после того как бетон оказывается на месте, его уплотняют вибратором.

Работы по гидроизоляции фундамента

Фундамент подвержен разрушительному воздействию влаги, от которого его нужно защитить гидроизоляцией. Гидроизоляция может быть установлена только в процессе стройки и имеет различные виды. Выбор типа гидроизоляции зависит от степени затопляемости гаража. Одним из самых востребованных типов является горизонтальная. Она монтируется на глубине подвала и у основания дома. При этом используют битумные и клеящие мастики, жирную глину, рубероид цемент, кисти, валики.


Схема гидроизоляции

Жирную глину укладывают на дно котлована, уплотняют, сверху покрывают бетоном. Бетон обмазывают мастикой и покрывают рубероидом. По завершении постройки фундамента его гидроизолируют подобным образом.

Сооружение отмостки

Основание гаража нужно защитить отмостками. Их форма зависит от климатических условий, объёма разрушающих факторов и формы здания. Изготавливают из асфальта и бетона. Данное сооружение представляет из себя небольшой тротуар вокруг дома.



Отмостка

Сначала на территории будущего отмостка удаляют грунт. С наружной его части устанавливают бордюр. Выемку засыпают глиной, песком и щебнем с гравием. Отмосток должен быть заглублён не меньше, чем на 20 см.. Его наружная часть в самом толстом месте должна возвышаться на 10 см.

Внешняя отделка фундамента

Строительство фундамента должно заканчиваться его отделкой.

Одним из самых дешёвых и популярных способов является отделка натуральным камнем.

Сначала прогрунтуйте стену бетонокартоном. После этого наносите раствор бетона и закрепляйте на него заранее отобранный камень. Не размещайте камни слишком близко.

Старайтесь избегать возникновения воздушных зазоров под камнями. В них будет накапливаться влага, которая приведёт к разрушению основания. Для этого аккуратно постукивайте по камням. Если вы хотите, чтобы один из краёв такой отделки был ровным, обрежьте его при помощи болгарки. Швы выровняйте и зачистите до того, как раствор станет твёрдым.

Расчёт стоимости

На начальном этапе строительства вы должны рассчитать стоимость этой стройки. Конечный результат расчёта должен определяться типом фундамента. Его цена может составить 20% от цены строительства всего гаража. В смету нужно внести цену строительных материалов, их доставку, использование техники. При этом очень важным является подробное составление перечня материалов, которые вы планируете расходовать. Расходы на заливку одного кубометра бетона могут составить от 2 до 4,5 тысяч рублей.

Любая постройка нуждается в той или иной основе, благодаря которой она будет устойчиво зафиксирована на месте и защищена от воздействия влаги. Фундамент стали возводить ещё в древнейшие времена. Ему уделяли особое внимание, благодаря чему многие средневековые постройки сохранилась до наших дней. Гараж не является исключением. Как и в строительстве любого жилого помещения, нежилой гараж должен иметь хорошее основание под собой. Нужно чётко понимать, как сделать так, чтобы опора была надёжной и в то же время не стала неоправданно дорогостоящей. Давайте разберёмся с тем, как залить качественный фундамент своими руками.

Зачем нужен фундамент?

  1. Фундамент равномерно распределяет нагрузку от постройки на грунт.
  2. Защищает цокольную часть от воздействия влаги.
  3. Благодаря фундаменту происходит естественная вентиляция цоколя.
  4. Любая почва движется с разной интенсивностью. Хороший фундамент защитит конструкцию от разрушений, связанных с этим фактором.

Проектирование и расчёт размеров

Чтобы правильно сделать фундамент, его сначала нужно спроектировать и провести определённые расчёты по распределению нагрузки на грунт, где будет стоять сооружение. К этому этапу нужно подойти ответственно и со всей строгостью. В противном случае он может начать деформироваться и это приведёт к дополнительным финансовым вложениям для его ремонта как минимум и разрушению постройки как максимум. Для правильного возведения основания нужно пройти учитывать следующие правила:

  • Узнайте на каком уровне пролегают грунтовые воды. Фундамент должен плотно упираться в грунт, и воды не должны делать его плавающим.
  • Изучите структуру грунта, на котором будет строиться гараж.
  • Сделайте чертежи с указанием всех габаритов фундамента и постройки.
  • Заранее приобретите все необходимые материалы и инструменты, хорошо продумайте, из какого именно сырья будет сделана основа.
  • Когда будете проводить расчёты, возьмите во внимание массу фундамента и его конструктивные особенности.
  • Произведите расчёт технических параметров фундаментальных частей, например, диаметра арматурных прутов и расстояние, на котором они будут располагаться, на какой глубине будет расположен фундамент и какова будет его толщина и т. д. Все эти действия значительно упростят вам дальнейшую работу.
  • Не забывайте про гидроизоляцию, которая значительно увеличивает срок службы основания.
  • Глубина промерзания грунта тоже должна быть учтена. Фундамент должен быть заглублён ниже этого уровня.

Гаражную постройку можно соорудить впритык к жилому дому. Это существенно сэкономит финансы на закупке материалов. В этом случае нужно соблюсти одно важное правило. Ни в коем случае не соединяйте фундамент дома и гаража. Их усадка не может быть равномерной. Более тяжёлый жилой дом усаживается сильнее и потянет за собой гараж, что может привести к его разрушению.

Идеальный грунт - это тот, что не вспучивается, не сжимается, не оползает, имеет высокую прочность и не проседает. Но на практике встретить такую почву практически невозможно. Поэтому строители придумали небольшую уловку, чтоб сделать основание более надёжным. Хорошо утрамбованная пещано-щебневая подушка помогает справиться со всеми этими недостатками грунта.

Чтобы постройка получилась долговечной и устойчивой старайтесь не допускать ошибки в расчётах.

Таблица: типы грунта

Наименование Описание
Слабый грунт Пылевая и мелкопесчаная почва, суглинка и супесь. Раздвигаются и меняют местоположение под тяжёлыми нагрузками. Такую почву необходимо дополнительно уплотнять. Делается это в выкопанном заглублении под основание при помощи виброплит или хорошей утрамбовки. На этой почве можно возводить любой фундамент.
Средняя и гравелистая почва На такой почве строят не слишком тяжёлые сооружения. Их не нужно дополнительно трамбовать. Подходят для строительства любого типа фундамента.
Обломочная и скальная почва Относятся к самым прочным грунтам. Не смещаются, не размываются, не подвергаются пучению от низких температур. Хорошая несущая способность этих почв способна выдерживать тяжеловесные конструкции.
Глиняная почва Этот вид почв относят к самым проблемным для строительства. Главный недостаток - пучинистость. Это происходит потому, что влага, попадающая в такую почву, в ней практически и остаётся. С наступлением морозов, вода превращается в лёд и расширяется. Это давит на основание, причём с огромной силой. Деформации его неизбежны. Чтобы уменьшить давление можно уложить фундамент ниже уровня промерзания. Но это не избавляет от проблемы полностью. Конечно, есть ещё варианты утепления и строительства дренажной системы. Но это всё сильно усложняет работу.

Любой грунт всегда можно заменить на более подходящий. Это делается путём выкапывания большого котлована, превосходящего размеры фундамента и замены имеющейся почвы на более удобную.

Как рассчитать глубину и ширину фундамента

Для большинства гаражей подходит небольшой фундамент. Если вы не собираетесь делать его двухэтажным, то дополнительное укрепление основания не требуется. Максимально в почву он должен уходить на один метр. Этого вполне достаточно. Классическая ширина основания - 400–600 миллиметров. Если для возведения стен будут использованы такие материалы, как сэндвич панели, металлопрофиль или профнастил, то такую ширину можно оставить. Если стены будут из бруса, газо- или пеноблоков, то ширина фундамента добавляется до размера выбранного материала.

Тяжёлые материалы, как кирпич, шлакоблок, бетонные и железобетонные плиты предусматривают расширение фундамент то 1500 сантиметров для надёжности.

Если уровень грунтовых вод высокий, то стоит задуматься над неглубоким вариантом основания. А следовательно, материал возведения стен не должен быть тяжёлым, чтобы основа выдерживала его.

Подготовка необходимых инструментов и материалов

Чаще всего фундамент делают из сборного или монолитного бетона, бутового камня или кирпича. Реже его возводят из деревянных свай. Выбор материала зависит от массы конструкции и свойств почвы.

Важно! Использование красного и силикатного кирпича для возведения фундамента не рекомендуется, т. к. влага действует на них разрушительно.

Для оборудования цокольной прослойки используйте морозо- и атмосферостойкие материалы. Эта прослойка должна быть тщательно гидроизолирована, чтобы избежать дополнительных финансовых затрат на возможный ремонт. Количество материала зависит от размера основания и его вида. Поэтому точно просчитать его необходимо непосредственно каждому индивидуально. То же самое касается списка инструментов. Для каждого вида материалов он свой.

Какие типы основания бывают - что выбрать

Самый распространённый вариант - это ленточный. На нём можно возводить тяжеловесные постройки из кирпича и бетона. Ещё популярен столбчатый фундамент. Он прекрасно держит деревянные и каркасные строения.

Ленточное

Он имеет такое название из-за своего внешнего вида. Может быть бетонным, бутовым, бутобетонным и кирпичным. В зависимости от того из чего сделан.

Самый дешёвый вариант, почти дармовой, - это бутовый. Несмотря на сложности монтажа, он популярен, потому что материалы для него можно найти поблизости и даром. Их не обязательно покупать. Такой вариант отличается своей надёжностью, долговечностью, не боится холода и влаги.

Бутобетонный вариант - это смесь бута, щебня и гравия. Это средний по стоимости вид основания. Его можно заливать в траншею без предварительной установки опалубной части. Это экономит некоторую часть средств.

Бетонный фундамент - это раствор цемента, в который не нужно добавлять дополнительные элементы для большей прочности и долговечности. Он и без них хорош. По сравнению с другими видами, этот достаточно дорогостоящий, т. к. для него нужно много расходного материала.

Кирпичный вариант используется нечасто. Он не отличается долговечностью, особенно если это кирпичи из обожжённой глины или силикатные.

Как залить и сколько сушить


Некоторые профессионалы советуют заливать бетон в несколько этапов по 200–300 миллиметров бетонной смеси. Каждый последующий слой начинают заливать после небольшого подсыхания предыдущего слоя.

Бутобетонное

Наиболее экономичный и надёжный вариант. Его делают из бутового камня, цемента М400, песка и щебёнки.

Описание пошаговых работ

  1. Как и в случае с ленточной основой, сначала нужно сделать разметку и выкопать траншею.
  2. Затем стелится пещано-щебневая подушка, которую обязательно утрамбовывают.
  3. В соотношении 1:2:1 смешивается цемент, песок и вода соответственно. В качестве одной части используйте ведро.
  4. Устелите бутовый камень на дно траншеи в один ряд. Залейте его песчано-цементным раствором так, чтобы закрыть камни. Потом снова положите ряд камней. И снова залейте их раствором. Продолжайте пока не заполните всю траншею.

Столбчатое

Его применяют для нетяжеловесных сооружений, т. к. оно не выдерживает больших нагрузок. Отличается более простым способом монтажа. На сегодняшний день зачастую в качестве столбов используются асбестовые трубы, куда заливают бетон. Бывает, что в качестве столбов используют и дерево. Это уже свайный вариант. Лиственница может неплохо выдерживать вес конструкции и достаточно долговечная. Но такой вариант неэкономичен, т. к. дерево обойдётся в копеечку.

Как разметить и возвести

Такая основа станет идеальной для тех мест, где грунтовые воды протекают близко к поверхности. Его можно устанавливать на глубину до 350 сантиметров и больше. Существенным минусом такого варианта является невозможность сооружения подвала под гаражом.

Угловые столбы устанавливаются глубже промежуточных на 50–100 сантиметров. Промежуточные ставят с шагом в 150–200 сантиметров.

Для того чтобы поставить столбы, необходимо заранее подготовить ямы под них. Удобнее всего для этого использовать бур.

Выделяют 2 способа установки ЖБ столбов. По первому арматуру ставят в яму и заливают её бетонной смесью. Второй более сложный, но имеет улучшенные несущие способности. Для него на дно стелится рубероид, на который устанавливают трубу или деревянную опалубку. Внутрь укладывают арматурные пруты и заливают всё бетонным раствором из цемента не ниже М300 или М400. Отдельно делают опорную плиту не ниже 100 миллиметров. Потом её бетонируют к столбам.

Плитное

Это самый дорогостоящий вариант основы под гараж. Он является разновидностью ленточного основания и выглядит как заглублённая железобетонная плита. Но если строительство будет происходить там, где пучинистые и просадочные почвы, то он станет идеальным и оправдает свою цену качеством. По сути, он представляет собой одну цельную плиту, которая выравнивает подвижность почвы. Именно поэтому его ещё называют «плавающим» фундаментом.

Делается «плавающее» основание с использованием цемента, арматуры и рубероида. Он может быть обычным, решетчатым монолитным или сборным и монолитным армированным по краям. Обычный - наиболее экономный вариант.

Как сделать самостоятельно

  1. Выкопайте котлован нужной глубины, которая зависит от характера почвы.
  2. Положите песчаную подушку и хорошо её утрамбуйте. В идеале сделать это в несколько слоёв, каждый из которых в отдельности смачивается водой и утрамбовывается.
  3. Положите арматурную сеть, чтобы усилить конструкцию.
  4. Теперь можно заливать бетонный раствор.
  5. После подсыхания раствора можно приступать к сооружению стяжки пола.

Самое важное при строительстве фундамента не забыть про смотровую яму, если она планируется. Ведь в плитном основании её соорудить будет потом проблематично. Лучше в таком варианте предусмотреть комбинированный или ленточный фундамент.

Видео: если грунтовые воды рядом - строительство свайного фундамента под гараж

Фундамент - это один из важнейших этапов строительства любого сооружения. Максимально ответственно отнеситесь к его сооружению, и тогда ваш гараж простоит долгое время. Учитывайте все нюансы и рекомендации, изложенные выше. Удачи!