Эргономика в проектировании общественных зданий. Эргономика и учебное проектирование

18.11.2023

Эргономика и дизайн являются индикаторами технического и культурного развития. Поэтому не только студентам, но и руководителям промышленности, предпринимателям, менеджерам, инженерно-техническим работникам, дизайнерам, архитекторам, экономистам и другим специалистам придется осваивать и использовать в своей деятельности современный научно-практический арсенал эргономики. Возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук, как физиология, гигиена, психология труда, и таких сфер научной и практической деятельности, как безопасность и организация труда. Однако механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью использования их при проектировании строительных объектов и техники оказывается недостаточным.

Определенной вехой на пути решения проблемы: "эргономика – это наука или технология", явился созванный в 1976 г. по инициативе НАТО Международный симпозиум по разработке университетских учебных программ в области эргономики. Участники симпозиума договорились о рабочем определении, процитированном в учебнике В. М. Мунипова и В. П. Зинченко : "Эргономика может быть определена как изучение многообразных взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и его работой, оборудованием и окружающей средой – с другой, и как применение полученных знаний к решению проблем, возникающих из этого отношения. Это двуединое определение включает и науку, и технологию. Изучение человека в его отношениях с производственной и жизненной средой – наука. Практическое применение этих научных знаний – технология. Философия и цель эргономики – изучение и понимание человека в работе и на отдыхе, для того чтобы улучшить в целом положение человека. Как следствие, это может зачастую иметь результатом также улучшение методов работы, ее результатов и повышение производительности. Практическая цель эргономики, следовательно, – эффективность и безопасность систем “человек – машина” и “человек – окружающая среда” и одновременно безопасность, благополучие и удовлетворение человека деятельностью в этих системах".

В документе ГОСТ Р ИСО 6385–2007 "Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем" дается следующее определение эргономики: "эргономика (изучение влияния человеческого фактора: ergonomies study of human factors ) – научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с производственной средой; сфера деятельности, вид трудовой деятельности, использующий теорию оптимизации, ее принципы, данные и методы для проектирования с целью обеспечения удобства и безопасности труда человека и повышения производительности производственной системы".

Термин "производственная система" в цитируемом стандарте используется для обозначения большого ряда производственных условий и структур, которые рассматриваются с целью их улучшения, проектирования или изменения. Производственная система включает в себя людей и оборудование в заданном рабочем пространстве и производственных условиях, взаимодействующих при функционировании данной системы на основе соответствующей организации рабочего процесса. При проектировании производственных систем человек должен рассматриваться как главный составной элемент и неотъемлемая часть разрабатываемой системы, включающей еще производственный процесс и рабочую среду. Производственный процесс – это организованное упорядоченное взаимодействие работников во времени и в пространстве, производственного оборудования, материалов, энергии и информации внутри производственной системы. Рабочая среда – физические, химические, биохимические, организационные, социальные и культурные факторы, оказывающие воздействие на работника. Производственная система должна быть спроектирована и должна поддерживаться таким образом, чтобы физические, химические, биологические и социальные условия не оказывали вредного воздействия на людей, а способствовали сохранению их здоровья, а также развитию их способностей и готовности выполнять стоящие перед ними задачи.

Эргономика еще до 1985 г. пыталась привнести в промышленность нашей страны новизну подходов к эффективности, качеству и надежности, которая проистекала из стремления воплотить на практике принцип – максимум внимания к человеку через конструкцию инструмента, прибора, машины, системы и характеристики рабочей или бытовой среды. Именно такая направленность эргономики делает ее эффективной. Но до сегодняшнего времени комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в дополнительных эргономических исследованиях и разработках. Неслучайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности. Некоторые специалисты считают, что эргономика в отечественной строительной отрасли представляет собой практически неосвоенный потенциал повышения производительности труда.

В мире мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях – основные вредные и опасные факторы в строительстве.

Если перейти к архитектурному проектированию, то здесь придется столкнуться со следующими эргономическими проблемами:

  • 1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;
  • 2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;
  • 3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;
  • 4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;
  • 5) группы людей и виды деятельности, требующие специальных принадлежностей и их размещения, а также аспекты охраны труда и безопасности;
  • 6) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;
  • 7) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;
  • 8) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

Эргономические требования при проектировании жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы существенно отличаются. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности. При проектировании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса.

Эргономические методы и методики, которые могут применяться для разработки концепции, включают моделирование и методики анализа рабочих заданий, масштабированные модели и модели в натуральную величину, групповые обсуждения.

Манера обустройства жизненного пространства позволяет раскрыть характер и особенности человека. Расположение предметов, их размеры, сочетание, функциональность и стиль формируются в соответствии с предпочтениями хозяев. Эргономика в дизайне интерьера позволяет насытить помещения не только эстетической красотой, но и максимальной практичностью.

Главным правилом, которым пользуется эргономика, является комфорт, который ощущается от повседневного использования своего жилья. Для достижения этого эффекта необходимо следовать конкретным правилам. Давайте определим, каким критериям должно соответствовать жилье современного человека.

Эргономика в интерьере спальни

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономичный дизайн комнаты

Квартиры в городе построены с учетом экономии места. В условиях малометражек очень трудно разместить все детали для комфортной повседневной жизни. Полезные советы специалистов по эргономике и выбору мебели помогут сделать просторным и функциональным даже маленькое помещение.

Определите жилую площадь дома и рассчитайте количество предметов интерьера, которые нужно в нем разместить.
Когда ремонт делается с нуля, хозяева часто забывают о месте под стиральную машину, холодильник или не заботятся о достаточном количестве закрытых полок для хранения вещей. Таким образом, лишние предметы приходится «ютить» произвольно, что доставляет существенное неудобство.

Эргономика в интерьере гостиной

Планировка эргономичного дизайна квартиры

Обратите внимание на новинки смарт-мебели.

На рынке есть новые модели раскладных стола, кровати, книжных полок и шкафчиков, который вписываются в пространство так, что с первого взгляда их не замечаешь. Такие предметы можно не только покупать, но и делать своими руками или на заказ.

Уберите все лишнее

Бывает, даже в красиво обставленной комнате чувствуешь себя неловко. Причиной тому – большое количество вещей, выставленных напоказ. К примеру, старая традиция собирать сувениры и статуэтки, которые пылятся на полках и никак не украшают интерьер.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономичный дизайн интерьера

Соблюдайте порядок

Чистота является незаменимым помощником эргономики. Из-за спешки мы часто разбрасываем вещи и банально захламляем пространство. В неубранной квартире человек подсознательно ощущает дискомфорт и не может сосредоточиться.

Подбирайте верные сочетания мебели
Основное место в квартире занимает мебель. Когда разные предметы интерьера взяты из несочетающихся комплектов, то это создает визуальный диссонанс. Создается ощущение, что вы собрали свой интерьер «из того, что было».

Обратите внимание на цвета

Слишком пестрая квартира в плане сочетания оттенков и текстур вызывает дискомфорт для человека. В подобных условиях наш мозг не может собрать все в единую композицию.

Эргономика в интерьере кухни

Располагайте элементы мебели с сохранением пространства

Выбирайте такие варианты мебели, которые максимально сохраняют свободное место и позволяют хранить больше предметов. Они должны идеально вписываться в интерьер и размеры помещения.

Для нестандартной планировки – индивидуальные решения

Покупать все в магазине – не лучший вариант, если у вас нестандартная квартира. В условиях полного отсутствия идей, перепланировку лучше доверить дизайнеру.

Не забудьте об аксессуарах

Перебор с большим количеством мелких и нефункциональных аксессуаров можно изменить в лучшую сторону, если обустроить помещение с применением практичных вещей.

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономичный дизайн комнаты

Оформляйте комнаты в соответствии с их назначением

Многие проблемы эргономики решаются, если при обустройстве владелец учел все требования правильного зонирования пространства. У каждой зоны есть свое назначение. Функциональный дизайн позволит создать эргономичный образ.

Минимальные требования к устройству жилого дома

Существует ряд закономерностей, соблюдение которых позволит добиться улучшений.

  1. Если начинать с прихожей, даже в узком коридоре есть зазоры в 30-30 см. Этого места достаточно, чтобы установить компактную продолговатую обувницу – и место занято, и передвижению не мешает.
  2. Ширина прохода во всех комнатах должно быть не меньше, чем в 70-100 см. Доступ к функциональным предметам интерьера должен быть открытым.
  3. Не допускайте нагромождений мебели. Старайтесь спрятать изъяны при помощи хитростей: стола с потайными ящиками, дополнительными шкафчиками полками в шкафу и т.д.
  4. Каждую зону выделит свет и фактура материалов. Используйте стилистическую игру, но придерживайтесь единой композиции.

Стандартные правила создают лишь модель. Эргономика требует, чтобы интерьер максимально соответствовал потребностям каждого жильца. Для человека важно наличие всего необходимого, правильное расположение предметов, эстетика и комфорт. В жилом доме есть место для благоустройства любой зоны – кухни, столовой, прихожей, гостиной, спальни, санузла и рабочего места. Старайтесь выбирать предметы, которые меньше собирают пыль и позволяют обеспечить быструю уборку.

Схема эргономичного дизайна квартиры

Эргономика в интерьере комнаты

Организация пространства

Стандартная планировка жилья в новой квартире учитывает некоторые требования. Эргономика прослеживается в расположении помещений. К примеру, на входе в квартиру оставляют больше места под прихожую, затем ближе ко входу находится прихожая и кухня. Место для приема кухни обустраивается в уютном уголке. Зона отдыха, сна и работы, как и санузел, находится в удалении от входа для максимального комфорта. Важно чтобы площадь жилища соответствовала количеству проживающих здесь людей.

Ширина и высота прохода должна соответствовать габаритам человека. Выделить отдельные зоны в комнате поможет контраст цветов в отделке и правильно поставленный свет. Удобство в использовании мебели обеспечит отсутствие большого количества острых углов и правильно открывающиеся дверцы. Организуйте пространство в соответствии со своими предпочтениями и чувствами. К примеру, если вам некомфортно сидеть спиной к двери, то не ставьте рабочее место возле стены.

Эргономичный дизайн интерьера кухни

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика зоны отдыха

Расположение предметов в зоне отдыха человека способствует расслаблению. В этом уголке все направлено на «релакс». Для достижения оптимального эффекта установите теплый пол, ворсистые напольные покрытия, мягкий свет при помощи лампы или бра. В зависимости от предпочтений, здесь устанавливают книжные шкафчики, софы, кресла или диваны.

Хорошо, когда с места отдыха открывается обзор на улицу. Наблюдение за окружающим миром важно для человека, он может в спокойной обстановке подумать, отвлечься и сосредоточиться. Лучшим решением для зоны отдыха является мягкая мебель и приглушенные тона.

Пример эргономики в дизайне интерьера

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономика рабочего места

Антиподом места для отдыха человека является рабочая зона. Здесь все направлено на активизацию. Подумайте о расположении стола. Стиль мебели должен соответствовать стилю всех предметов быта. Не допускайте сочетаний модерна и классики в дизайне рабочего места. Обеспечить комфорт позволит правильная высота стола и стула.

Длительное сидение человека за компьютером компенсируется удобством спинки кресла. Выбирайте мебель, размеры которой соответствуют количеству рабочих приспособлений (канцелярских принадлежностей, техники, документов и т.д.). Освободите низ для комфортного положения ног. Лучшим вариантом является выделение отдельной комнаты для обустройства личного кабинета.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика в схеме квартиры

Эргономика зоны сна

В благоустройстве места под сон необходимо использовать минимум деталей. Освободите место для отдыха и расслабления. Если в зоне сна не нашлось места для кровати, то желательно установить удобную софу или раскладывающийся диван, что особо актуально для малометражных квартир. Он будет учитывать размеры пользователя и обеспечит практичность. У изголовья стоит установить точечный свет. Спальное место на двоих предполагает обустройство широких проходов с обеих сторон кровати. Подберите нейтральный цвет стены, успокаивающий нервную систему для быстрого засыпания.

Выделите для кровати ключевое место. Лучше расположить ее изголовьем у стены. Со спального ложа нужно открыть обзор на дверь и окно. Высота и длина кровати должна соответствовать размерам человека и необходимому количеству спальных мест. Покупайте кровати без острых углов и с закрытым низом, плотно прилегающим к полу, чтобы пыль не оседала в труднодоступных зонах. Для экономии пространства установите ложе с встроенными функциональными ящиками для постельного белья и покрывал, но не монтируйте полки с острыми углами над головой.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика обеденной зоны

Дизайн интерьера кухни влияет на скорость приготовления пищи и комфорт, с которым пища употребляется. Эргономика этого помещения обеспечивается подбором продуманной мебели. Подберите готовый гарнитур, сочетающий в себе удобство, простоту и функциональность. Важным аспектом в повседневном использовании комнаты является площадь столешницы для стола. Это рабочее место, размеры которого позволяют разместить всю технику и кухонные принадлежности. Новинкой для смарт-квартиры считается встроенная кухня, в которой спрятаны предметы быта.

Эргономика столовой и кухни предполагает наличие достаточного места для расположения полноценного обеденного стола (60 см для каждого человека) и комфортного передвижения. Помещения обязательно оборудуются холодильником, плитой, раковиной и ящиками под хранение утвари. Стены комнаты окрашиваются тонами, способствующими аппетиту. Высота потолка позволяет установить общий свет, а над рабочей поверхностью обустроены дополнительные лампочки. Пол отделан плиткой, а для дизайна интерьера использованы практичные детали.

Современная эргономика поможет оживить и создать комфорт в условиях любого пространства. Проявите фантазию и творчески отнеситесь к благоустройству каждой комнаты. Воспользуйтесь готовыми решениями в дизайне помещения, и вы получите отличный результат!

Видео: Эргономика в дизайне интерьера

50 фото идей эргономичного дизайна интерьера:

Предметная среда, эргономические основы организации

Колесникова Анастасия Александровна,

аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета.

Эргономика является базисом в дизайне, тем фундаментом, который закладывает основу всего создаваемого. В своей книге В.Ф.Рунге так говорит о дизайне: «Одной из главных целей которого, является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Именно композиционное единство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна» . В индустриальном дизайне эргономика участвует в создании предметов быта, орудий труда и механизмов, а в графическом дизайне в разработке упаковки. В дизайне среды достижения эргономических исследований учитываются в проектировании интерьера и экстерьера, организации ландшафтного дизайна.

Эргономика – это научная дисциплина, которая изучает деятельность человека в бытовых и трудовых процессах, создавая наиболее благоприятные условия жизнедеятельности и психического состояния человека. Проект помещения должен быть с самого начала ориентирован на создание системы эргономических свойств, так как это является наиболее важной целью. Целью эргономики является улучшение взаимосвязи человека с окружающей его средой, сохранение его здоровья и создание условий для развития личности. Связь между тем, что окружает человека, с чем он сталкивается в повседневной жизни, в эргономике сокращенно называется «человек – машина – среда». Данная система гармонизирует компоненты, причины объединенные определенной целью. Требования предъявляемые к системе «человек – машина – среда» неотьемлимо связаны с достижением поставленных целей.

Данные примеры указывают на то, что эргономические основы участвуют в формировании целой среды дизайна и их значение невозможно переоценить. «Являясь научной дисциплиной, эргономика базируется на синтезе достижений социально-экономических, технических и естественных наук» . В результате она направлена на создание благоприятных условий взаимодействия человека с окружающей его средой на обеспечение интересов всего общества и каждого пользователя в отдельности.

Формы окружающих нас предметов, их соотношения между собой по размеру, материал из которого выполнен предмет и его объемно-пространственное строение могут выступать в качестве предметной среды. «Единство предметной среды достигается использованием художественных средств и адресовано духовному миру человека» .

На протяжении всей жизни человек находится в жилом помещении или в помещении производственного назначения или в общественном. Такие помещения как детские сады, общеобразовательные школы, среднеспециальные учреждения, вузы и школы дополнительного образования относятся к общественным. Общественные здания по социальному значению относятся к сфере обслуживающей деятельности. Саму обслуживающую деятельность можно разделить на несколько групп – обучение, питание, торговля, экспозиция, зрелище и ожидание. Каждая из этих групп определяет свою роль в формировании пространственной среды. Система образования делится на дошкольный, общеобразовательный и профессиональный этапы. На выбор оборудования и организацию пространственного строения оказывает влияние выбираемого помещения (группа детского сада, класс, аудитория, мастерские). В основу проектирования интерьера или экстерьера становятся антропометрические данные и психофизиологические особенности учащихся всех возрастов, так как формы обучения могут быть как индивидуальные, так и коллективные или групповые. Каждая из этих форм выявляет свои особенности.

Коллективная форма обучения, например, предполагает работу педагога с классом, группой. Внимание учащихся должно быть приковано в сторону учителя или к меловой доске. Для этого необходимо посадка учащихся рядами за учебными партами на всей площади класса, так чтобы их визуальная ориентация была направлена на переднюю стену. Важно отметить, что распределение мебели и оборудования определяется условием нормальной видимости педагога или пособий.

При групповой форме обучения учащиеся разделяются на несколько групп, это необходимо для проведения практических упражнений, лабораторных и творческих работ. Такие виды деятельности могут проводится в группах детского сада, в школьных классах, комнатах дополнительного образования или спортивных залах. Важное значение для групповых занятий, имеет наличие свободного пространства и грамотное размещение оборудования по зонам.

Мини гостиницы г Екатеринбурга. Мини гостиница Екатеринбург .

При индивидуальной форме обучения акцент делается на контакте педагога с учащимся, где последний может находиться у доски, у прибора или у учебного пособия.

Рассматривая дошкольные учреждения, мы можем наблюдать, что большее количество помещений включает групповые комнаты, такие как игровые и группы нахождения детей, актовые и спортивные залы. В свою очередь, группы нахождения детей предназначены как для игр, так и для приема пищи, а иногда и для сна. Для этого, как было замечено ранее, в помещениях необходимо соответствующее грамотное распределение оборудования по зонам. А вот музыкальные или спортивные залы могут на время ненастной погоды использоваться для проведения праздников или как дополнительная рекреация.

Большое значение в дошкольных учреждениях отводится функциональной и мобильной мебели. «Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например классов в зависимости от состава учащихся, размеров и конфигурации помещений и т.п. Школы получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия» . Зачастую детская мебель выглядит как взрослая, только в уменьшенных размерах. Что касается столов, то обычно они двухместные или четырехместные. Необходимы так же емкости для хранения игрушек и вспомогательных материалов, эти хранилища могут выполнятся из разных материалов, но с учетом антропометрических данных ребенка и эргономических исследований. Помимо обыденного режима дня в группах могут проводиться просмотры наглядных графических материалов, познавательных фильмов, телепередач, диафильмов.

Основой эргономики так же является влияние цвета и света, от которых зависит благоприятное пребывание в помещении, в следствии, повышение или снижение трудового процесса. «Наилучшие условия естественной освещенности создаются при следующих ситуациях: при верхнем освещении, при боковом левом, сочетающимся с верхним подсветом; при угловом освещении (слева и сзади); при освещении с двух сторон (слева и справа)» .

Цвет в искусственной среде обитания оказывает огромное значение на душу человека, на его поведение и настроение. Выбор цвета учебного помещения должен быть осознанным и взвешенным. Данные помещения рассчитаны как на отдых так и на умственную работу. В последние помещениях следует использовать тонизирующие цвета: желтый, оранжевый тоже подойдет, но область применения данного цвета значительнее менее широка по причинам эстетического порядка. В помещениях для отдыха подойдут – зелено-голубые, голубые и синие цвета, они же являются успокаивающимся.

Тем самым, значение основ эргономики является базисом, который закладывает основу всего создаваемого, ведь область ее применения довольно широка и недооценить ее невозможно. Современные условия окружающей среды, потребности и возможности человека затрудняют или делают невозможным выполнение жизненных функций. Каждый предмет, который создает человек, должен максимально учитывать человеческие факторы. Только в соответствии с этим система «человек – машина – среда» будет гармонична.

Литература

1. Барташевич А.А. Основы композиции и дизайна мебели. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 192 с.

2. Бездомин Л.Н. В мире дизайна. – Узбекский ССР.: Фан, 1990. – 295 с.

3. Минервин Г.Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005 – 112 с.

4. Раннев В.Р. Интерьер. – М.: Высшая школа, 1987. – 132 с.

5. Ревякин П.П. Цветоведение. – Минск.: Вышейшая школа, 1984. – 285 с.: ил.

6. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды. – М.: Архитектура-С, 2005. - 328 с.: ил.

7. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. – М.: Архитектура-С, 2006. – 160 с.: ил.

8. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средний мир. – М.: Шевчук, 2007 – 384 с.

9. Michael Foster. The principles of architecture, styles, structure and design. – Oxford.: Phaidon Press Limited, 1983. – 224pp.: il.

Кухню лучше ориентировать на северо-восток или северо-запад. Она должна иметь связь с подвалом и садом. Желательно иметь визуальную связь с садовой калиткой, дверью дома, площадкой, где играют дети, и террасой.

Кухня должна иметь хорошую связь с прихожей, столовой и помещением для домашних работ. Кухня является рабочим местом квартиры, помещением, в котором проводят много времени. Часто кухня, одновременно являющаяся столовой - место встречи всей семьи.

При оборудовании кухни следует добиваться: коротких рабочих путей, последовательности рабочего процесса, достаточной свободы движений, удобного положения тела при готовке пищи и соответствия высоты оборудования размерам тела, избегая работы стоя.

Минимальная площадь кухни-ниши 5-6 м2, кухни - 8-10 м2, кухни-столовой - 12-14 м2. Для облегчения работы надо стремиться к целесообразному расположению оборудования. Слева направо это - стол, плита, рабочий стол для посуды, мойка, место для сушки. Для удобного пользования оборудованием и мебелью расстояние между ними должно быть 120 см. При глубине 60 см оборудования и кухонной мебели ширина кухни должна составлять 240 см.

Удобная кухня предполагает рациональную организацию рабочего места. При размещении оборудования следует обращать внимание на то, чтобы пути были минимальными, отвечали последовательности рабочего процесса и было бы достаточно места для движения. Небольшой угол с местами для сиденья является преимуществом. Мебель должна обеспечивать удобство позы при работе, соответствие высот рабочих плоскостей размерам тела (достигается разной высотой цоколя). Кухонное оборудование и мебель изготавливаются так, чтобы они хорошо подходили друг к другу и были взаимозаменяемы. В небольших по размеру кухнях рекомендуются полы из светлых плиток, светлая окраска стен и потолков, что помогает создать светлую спокойную атмосферу.

Большинство кухонь проектируются слишком маленькими. Минимальная площадь кухонного помещения должна составлять 8 м2. Небольшие помещения требуют тщательного планирования. Важна не столько площадь кухни, сколько полезная площадь для целесообразной расстановки мебели и оборудования. Стандартные размеры мебели и оборудования кратны 60 см. Идеальная длина фронта, занимаемого оборудованием и мебелью -7 м. Навесные шкафы до потолка дают дополнительное место для посуды и др. приспособлений. Минимальная ширина кухни - 240 см. При меньшей ширине рекомендуется размещение оборудования вдоль одной стенки или в форме буквы Г.

Оборудование и напольные шкафы имеют высоту 85-92 см. Подоконники должны иметь большую высоту, чтобы они не мешали размещению оборудования. Обратите внимание на правильную подводку воды и газа.

Столовые. 60 х 40 см - площадь стола, необходимая человеку при приеме пищи. Она обеспечивает необходимое пространство для еды без помех от соседей. Посередине стола необходимо предусмотреть место шириной 20 см для размещения посуды, поэтому идеальная ширина обеденного стола - 80-85 см. Круглые, шестиугольные и восьмиугольные столы диаметром 90-120 см идеальны для 4 человек.


Комплекс производственных процессов, техничес­ких средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, рекон­струкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разбор­кой и передвижкой, нуждается в эргономических иссле­дованиях и разработках . Однако пока они не полу­чили должного развития. Не случайно строительная ин­дустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных за­болеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.

В мире все еще мало институтов или центров, кото­рые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в стро­ительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями произ­водства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно до­пустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уро­вень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климати­ческих условиях - основные вредные и опасные факто­ры в строительстве .

Лаборатория эргономических проблем в строитель­стве Швеции выполнила три крупных проекта.

Цель первого - "Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода" - опре­делить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совер­шенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лабо­ратории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.

Второй проект - "Монтаж конструкции из рифле­ного железа при кровельных работах". Сотрудники лабо­ратории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопаснос­ти. Кроме того, было разработано монтажное оборудова­ние с учетом требований эргономики.

Третий проект - "Транспортировка и прокладка бетонных труб" - разрабатывался совместно со стро­ительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В резуль­тате были не только разработаны эргономические и тех­нические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследова­тельскими и промышленными организациями .

Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в ка­бины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство "Эргоно­мические основы проектирования кабин башенных кранов", в создании которого приняли участие сотруд­ники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.

Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при реше­нии следующих задач:

1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;

2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффектив­ности, охраны труда и безопасности;

4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудова­ния и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

7) группы людей и виды деятельности, требующие специ­альных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, кото­рые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта;

8) отделка поверхностей, если она может оказывать вли­яние на восприятие и деятельность человека;

9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

Типовая эргономическая программа, предусматри­вающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов . Эргономические программы различают-

ся, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятель­ности в них.

Содержательно различаются эргономические про­граммы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятель­ности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование произ­водственных интерьеров методами и средствами архи­тектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.

Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная фе­дерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономи­ческий исследовательский проект, основная цель которо­го - изучение театрального производства, особенно вли­яния результатов творческой деятельности на производ­ственный процесс и технический персонал театра и на­оборот.

Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-

стриализованной производственной системы, включаю­щей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, техническо­го, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, раз­ные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный про­дукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с дру­гой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопре­деленность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (распи­сание, позволяющее рационально планировать производ­ство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).

Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типич­ным результатом этого процесса является компьютери­зированное создание декораций без использования зна­ний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим нега­тивным последствиям.

То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной систе­мы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектиро­ванию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и твор­ческой работы многочисленного производственного пер­сонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.

Сложность технического оборудования современ­ных больниц и проектирование помещений в зависимос­ти от их назначения - для больных, посетителей, меди­цинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирова­ния эргономичными по своей сути. Не менее существен­но и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономи­ка имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.

Шведской фирмой "Эргономическое проектирова­ние" совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Сток­гольма. Методика исследования включала анализ психо­физиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение инфор­мации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, опре­деление маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудо­вания в операционных на работу врачей. Целью исследо­ваний являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространствен­ной среды в операционных и последующего их проектиро­вания.

В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономиста­ми фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в боль­ницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими допол­нительными приспособлениями, облегчающими деятель­ность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транс­портировке по больнице (рис. 6-9).

Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов не­мецкими учеными и специалистами стоматологические установки "Ка Во Систематика 1060 ТК" обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы "Ка Во" вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процеду­рах, каждой отдельной манипуляции. В результате созда­на удобная, безопасная и красивая стоматологичес­кая установка "Ка Во Систематика 1060 ТК", осно­вательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управ­ления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, со­зданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).

Все чаще эргономистов привлекают к проектирова­нию и совершенствованию существующих супермарке-

тов и магазинов. Изу­чались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермар­кетов во Франции. Ре­зультаты выявили фак­торы, обусловливаю­щие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, пло­хое освещение) и вы­нужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению ус­ловий труда: лучшая ор­ганизация смен и пере­рывов для отдыха, стан­дартизация рабочих мест, схем их размеще­ния и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассо­вого аппарата) .

Начиная со второй половины 60-х годов много эргономических исследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Япо­нии. Разрабатываются рекомендации по совершенство­ванию организации их рабочих мест и условий труда .

Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому три­умвирату еще и эргономики . Кардинальное эрго­номическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО" . До 1968 г. главной задачей фирмы было произ­водство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильни­ки, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зри­тельный комфорт важнее сверкающего эффекта све­тильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным тер­мином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели .

При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространствен­ной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-пла­нировочного решения школьного здания, формирования физической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, обору­дования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позво­ночника, предотвращения повышенного потения брюш­ной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до ра­бочей поверхности стола.

Проводимые во многих странах эргономистами, вра­чами и антропологами совместно с учителями исследова­ния позы школьников в положении сидя позволяют вы­являть и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рас­считанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обуче­ния школьников правильной осанке, их в течение четы­рехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, не­смотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув-

шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших клас­сов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установ­лено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школь­ников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причи­нам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.

Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позво­ляет при его проектировании использовать эргономичес­кие подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учи­телей сегодня требуют серьезной эргономической и ди­зайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собира­ются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торце­вых щитов.

Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материа­ла однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод "конструктора" позволяет дизайнерам и эргоно­мистам создавать простые и недорогие мебельные моду­ли, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от со­става учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со "строительным материа­лом", из которого и монтируют нужные предметы, от­вечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с ком­пьютеризацией высшей и средней школы, а также до­школьных учреждений.