Старорусская дом 5. Тайны двора

14.02.2024

На интересном перекрестке Старорусской, Исполкомской, Новгородской и 8-Советской улиц находится небезынтересный дом, на который невозможно не обратить внимание. Я вот обратил.

Дом, о котором идет речь, находится по адресу: Старорусская улица, 4. Он находится в историческом районе, который назывался Пески (сейчас, правда, это название употребляется все реже и реже). В начале XX века этот райончик облюбовали купцы, большую часть из которых составляли староверы. Появилась, как принято говорить, промышленная зона, образованная прядильно-ниточным комбинатом, хлебозаводом, ликероводочным заводом и старейшей в России электростанцией, которая сейчас стала Центральной ТЭЦ. В то же время здесь появилось много доходных домов. Один из них – доходный дом Полежаева, построенный в 1913-15 годах по проекту архитектора И.И. Яковлева. Господин Полежаев был купцом первой гильдии и торговал хлебом. Судя по всему, торговал успешно.

Этот дом один из первых в Петербурге жилых комплексов (похожие есть на Каменоостровском проспекте – Дом Бенуа, на улице Некрасова – дом Бассейного товарищества и еще несколько). Дом предназначался для обеспеченных купцов, хотя, конечно, квартиры, выходящие на улицу, были значительно больше и стоили гораздо дороже.

Вообще это здание было интересно не только с точки зрения архитектуры, но и с точки зрения инженерии. Так, например, в доме не было печного отопления, а была своя котельная, которая находилась рядом, но после Великой Отечественной войны ее разобрали, и дом подключили к центральной сети. В Советское время часть дома занимала поликлиника. Потом врачи оттуда съехали. Сейчас часть здания занимает институт права.

Если смотреть с высоты птичьего полета, то дом Полежаева напоминает (тут стоит сделать паузу) пенсне. Длинный корпус вдоль Исполкомской улицы, перпендикулярный ей корпус и прилегающие к нему постройки, образовывающие два двора-колодца. Еще одна ассоциация – глаза аллигатора.

В доме до сих пор достаточно много коммунальных квартир. Некоторые из них достигают 400 квадратных метров, там проживают по десять-двенадцать семей, и, конечно, расселить их проблематично. Многие подъезды выглядят не лучшим образом. Но в большинстве уже сделан ремонт. Напротив находится здание Рождественской школы и здание детской городской библиотеки, за библиотекой – трубы ТЭЦ.

Фасады здания выглядят достаточно необычно: лепнина, скульптурные группы повторяются по всему пространству, составляя необычный многослойный узор.

Вот так выглядит подъезд со стороны Исполкомской.

Прямо у дома расположено троллейбусное кольцо. Здесь начинается (или заканчивается?) 10-й маршрут.

Ограда перед внутренним двором.

Внутренний двор, выходящий на перекресток, тоже является частью фасада и несет на себе часть его элементов, правда в упрощенном варианте.

Внутренняя арка, ведущая в восточную часть двора.

Здесь все гораздо прозаичнее. Нет лепнины, нет украшений, только бледно-желтая краска.

И кусочек неба.

Стена. Кот. Мопед.

Известно, что булгаковский Воланд, повелитель сил Тьмы, он же Дьявол, он же Сатана, во время своего непродолжительного визита в советскую Россию проживал в Москве по адресу: ул. Садовая, дом 302-бис, квартира 50. Тем не менее, и в Петербурге есть дом, который также связывают с расположением в нем пресловутой «нехорошей квартиры». А обязаны мы этим режиссеру Владимиру Бортко, снявшему в 2005 году телесериал по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С тех пор нет-нет и назовут этот ничем не запятнавший себя петербургский дом, расположившийся на углу Старорусской и Новгородской улиц, «Бесовым домом». Тогда как раньше его именовали куда как более романтично: «Домом с башенками».

Скромное обаяние буржуазии

Зловещего в облике этого дома, безусловно, ничего нет. Однако здание сразу же привлекает внимание всех проходящих и проезжающих мимо своей грандиозностью и необычностью. Во-первых, оно огромное и занимает практически весь квартал. Это даже не дом, а целый живописный архитектурный комплекс из нескольких шестиэтажных корпусов, связанных друг с другом сложной системой арок и дворов и, конечно же, объединенных единым стилем. Главным фасадом дом выходит на Старорусскую площадь, сюда же выходит и открытый двор, отделенный от улицы кованой оградой с широкими воротами.

Дом этот был построен в самый канун революции, в 1913-1915 годах, талантливым архитектором Иваном Яковлевым по заказу купца первой гильдии, хлеботорговца М.Н. Полежаева и стал одним из первых в Петербурге полноценных жилых комплексов «повышенной комфортности» с собственной инфраструктурой. Можно сказать, перед нами «элитное жилье» того времени. Комплекс был рассчитан на весьма обеспеченных людей – ведь некоторые квартиры занимали по несколько сотен квадратных метров.

Квартиры, выходящие окнами на улицу, со светлыми просторными комнатами, предназначались для купцов высшей гильдии, а во двор были «обращены» только кухни и кладовые. Между этими квартирами находились жилища для публики попроще - тоже просторные и с хорошей планировкой, но поскромнее. В задней части дома, с видом на двор - квартиры для купцов «средней руки».

Красив необыкновенно


Дом Полежаева, ко всему прочему, справедливо считался и одним из самых красивых доходных домов в Петербурге. И, одновременно - одним из самых ярких городских объектов в стиле модерн. Хотя отдельные элементы его оформления явно говорят о влиянии готики и даже традиционного русского стиля.

Разглядывать этот дом можно бесконечно - вы всегда найдете новые и новые детали, которые покажутся вам интересными: то окна необычной формы, то лепнину, то, наконец, мелкие украшения и детали, или башенки, балюстрады, пилястры, полуколонны, шпили, мансарды... А необычная кирпичная облицовка, выполненная в белом и малиновом тонах? Или необычные квадратные башенки-эркеры? А меня, например, интересует загадочный вензель «К.А.» над окнами четвертого этажа, не совпадающий с инициалами ни владельца дома, ни архитектора.Одной из самых запоминающихся деталей дома считаются пары атлантов и кариатид, выполненных в стиле эпохи Возрождения.

Когда купцов не стало


После революции 1917 года с Домом Полежаева произошло то же самое, что и с подавляющим большинством петербургских доходных домов: квартиры были превращены в банальные коммуналки. Правда, в этом доме и коммуналки стали особенными (вспомните про огромную площадь здешних квартир). Местные коммуналки стали насчитывать подчас до двадцати комнат и до сотни жильцов. Количество электрических звонков перед дверями ряда квартир могли поразить воображение. Первые же этажи с регулярной периодичностью отдавали под разные общественные учреждения.
Увы, капитальный ремонт уверенным шагом прошел мимо этого уникального памятника архитектуры. И это сегодня видно невооруженным глазом, особенно в подъездах дома. Впрочем, это не мешает по-прежнему восхищаться красотой здания в целом.

Вернемся к кинематографической странице «биографии»


История умалчивает о том, при каких обстоятельствах взор режиссера В. Бортко пал на этот дом. Известно только то, что увидев это великолепное строение, он решил снимать свой фильм именно в Северной столице. И Доходный дом Полежаева прекрасно справился со своей «ролью», успешно подменив московский дом на Садовой, описанный в романе. К слову, на время съемок на здании поменяли вывеску, а во дворе на трансформаторную будку прикрепили щит с надписью «Москва. 1932 год».

Кстати, если вы помните, в 27-й главе романа кот Бегемот устраивает в злосчастной квартире № 50 пожар, заканчивая тем самым историю «нехорошей квартиры» и самого дома. Мы же от всей души надеемся, что история этого петербургского дома будет продолжаться, и знаменитый Дом Полежаева непременно узнает лучшие времена.

Адрес: Старорусская ул., 5 / Новгородская ул., 3.

Как добраться: станция метро «Площадь Александра Невского»; пешком около 15 мин.

В районе Советских улиц есть удивительный по архитектурному ансамблю перекресток улиц 8-й Советской, Старорусской и Новгородской. На перекрестке много интересных зданий, но главная архитектурная доминанта - безусловно, огромный дом с башенками, известный как Дом Полежаева.

Этот удивительный дом - безусловно, один из самых красивых доходных домов в Петербурге. Разглядывать его можно бесконечно - и каждый раз находить новые и новые детали: окна необычной формы, скульптуры, лепнина, мелкие украшения и детали, башенки, балюстрады, шпили, мансарды... Бесконечно удивляет эклектичность стилистики дома (впрочем, свойственная модерну): тут можно проследить и элементы готики, и детали средневековых палат, и "русский стиль".

Дом был построен накануне революции, в 1913-1915 годах архитектором Иваном Яковлевым по заказу купца первой гильдии, хлеботорговца М.Н. Полежаева. Он был одновременно и одним из самых ярких в Петербурге объектов в стиле модерн, и - одним из первых в Петербурге полноценных жилых комплексов (наряду, например, с Домом Бенуа) с собственной инфраструктурой. Дом состоит из нескольких шестиэтажных корпусов, соединенных между собой сложной системой дворов и арок. Главным фасадом он выходит на Старорусскую площадь; сюда же выходит открытый двор-курдонер, отделенный от улицы кованой оградой с широкими воротами.

Комплекс был рассчитан на обеспеченных людей - некоторые квартиры занимали несколько сотен квадратных метров. Квартиры, выходящие окнами на улицу, предназначались для купцов высшей гильдии: со светлыми просторными комнатами, где во двор выходили только кухни и кладовые. Между этими квартирами спроектированы жилища для инженеров - тоже просторные и с хорошей планировкой, но поскромнее. В задней части дома - квартиры попроще, для купцов "средней руки".

После революции с домом произошло то же, что и с большинством петербургских доходных домов - квартиры были превращены в коммуналки. Только вот в доме Полежаева коммуналки были особенно большими, насчитывая до двадцати комнат и до сотни жильцов (учитывая первоначальные площади квартир - неудивительно). На первых этажах размещали то поликлиники, то филиалы учебных заведений.

Жаль, что настолько уникальный памятник архитектуры находится сейчас в плачевном состоянии, и никто, кажется, не собирается с этим ничего делать. С момента постройки дом ни разу не бывал на капремонте, и сейчас внутренние помещения просто разрушаются. Даже то, что в начале двухтысячных дом засветился в популярном сериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" (именно он олицетворял дом 302-БИС по Садовой улице в Москве, где жили Воланд и его свита), ничего принципиально не изменило. В 2001 году дом включен КГИОПом в Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, но и это не повлекло за собой капремонта.

Поиски места съемок для фильмов о Москве не раз приводили режиссера Владимира Бортко в Петербург. Так было с картиной «Собачье сердце», так было и с «Мастером и Маргаритой». Домом, где та самая нехорошая квартира, стал особняк Полежаева на углу Старорусской и Новгородской. Кто еще, кроме кинематографического Воланда и компании, жил в этом доме? Какие тайны времен серебряного века хранит здание в стиле модерн? Знает Виктория Зуева.

Сергей Виватенко, историк: «Это так называемый дом Полежаева, это фамилия русских купцов, старообрядцев, которые занимались - были монополистами - продажей зерна с Поволжья, разбогатев на этом, они стали строить недвижимость в Санкт-Петербурге, это не самый лучший район города, но в будущем он был очень перспективным».

Дом построили в 1915 году, по проекту архитектора Ивана Яковлева для богатых жильцов: лифт, черная и белая лестницы, электроэнергия, водопровод, квартиры до нескольких сот квадратных метров - 20 комнат! Внутреннее убранство могло посоперничать с княжескими особняками. Дом на Старорусской стал одним из первых полностью обеспеченных инфраструктурой - по качеству и удобству соответствует современным жилым комплексам.

Сергей Виватенко, историк: «Знаменитые люди, которые здесь жили - это, наверное, Черубина Де Габриак. Это известный такой скандал среди поэтов Серебряного века, а эту женщину писал поэт Максимильян Волошин, в эти стихи влюбился Николай Гумилев, он стал настаивать о свидании любовном, закончилось тем, что вместо женщины, которую Гумилев нафантазировал, перед ним стоял Карабас-Барабас. Алексей Толстой с него писал Карабаса-Барабаса. Закончилось это знаменитой дуэлью Волошина и Гумилева, но, впрочем, она была не кровавая».

Дом привлекал постояльцев своей мрачной красотой - башенки со шпилями, кирпичная облицовка, которая со временем потемнела и придала дому еще больше сурового обаяния. Искусная лепнина, полуколонны и фигуры атлантов, облаченные в одежды эпохи Ренессанса. После революции дом отдали под коммунальные квартиры. Только в одной могли проживать до сотни человек!

Виктория Зуева, корреспондент: «Этот дом известен еще тем, что именно здесь снимали несколько сцен для фильма "Мастер и Маргарита" в 2004 году. Квартира на улице Садовой 302-бис - фактически пусть и в Москве - но на экране мы видим этот дом».

При одном взгляде на дом становится немного не по себе. Неудивительно, что Воланд со своей свитой поселился именно здесь.

Владимир Бортко - не единственный, кто решил показать дом на экране. Его также можно увидеть в сериале «Бандитский Петербург». Сейчас доходный дом Полежаева - декорация фильма о Викторе Цое режиссера Кирилла Серебренникова. Планируется, что лента выйдет на экраны осенью 2018 года.

Прекрасный образчик модерна на Старорусской улице, где изволил жить сам Воланд во время съёмок сериала «Мастер и Маргарита». В дореволюционные времена дом был одним из первых жилых комплексов, где селились богатейшие люди Петербурга, а в годы советской эпохи - одним из самых больших коммунальных жилищ в Ленинграде.
Доходный дом купца и хлеботорговца Полежаева был построен в 1915 году по проекту инженера Яковлева. Здание привлекает внимание своей грандиозной мрачной красотой, которая была достигнута зодчим отчасти башенками со шпилями, отчасти кирпичной облицовкой, исполненной в белом и малиновом тонах, которая со временем потемнела и придала дому ещё больше сурового обаяния.

Помимо башенок, балюстрад шпилей и скульптур, которые украшают фасад, здание может похвастать искусной лепниной, а также ионическими пилястрами и полуколоннами, которые подчёркивают первый этаж и мансарды. Кроме того, одной из самых запоминающихся деталей дома являются две пары атлантов и кариатид, облаченных в одежды эпохи ренессанса.

Нужно заметить, что дом стал не только одним из самых достойных и красивых образчиков модерна, но и одним из первых в Петербурге полноценных жилых комплексов с собственной инфраструктурой, которая делает здание чуть ли не маленьким городком.

Ещё до начала строительства Полежаев замыслил возвести дом, который будет рассчитан на обеспеченных людей, коим не придётся утруждать себя бытовыми хлопотами, так как для их удовлетворения в здании будут созданы все условия, а сами обстоятельства проживания будут похожи на европейские с их высоким комфортом и роскошью. По факту так оно и получилось: некоторые квартиры в доме на Старорусской занимали несколько сотен квадратных метров, а их внутреннее убранство могло посоперничать с княжескими особняками. Квартиры, выходящие окнами на улицу, предназначались для купцов высшей гильдии, между этими квартирами были спроектированы жилища для инженеров - тоже просторные, но более скромные, без изысков. В задней части дома располагались квартиры для купцов среднего достатка.

После государственного переворота 1917 года бывших жильцов выгнали, а их квартиры превратились в коммуналки: гигантские, поражающие количеством проживающих в них людей. Так, одна квартира насчитывала до двадцати комнат, а количество их обитателей могло доходить чуть ли не до сотни.

К слову, когда режиссер В. Бортко решил снимать сериал «Мастер и Маргарита» и увидел это здание, он сразу же остановил свой выбор именно на нём, решив подменить домом Полежаева дом на московской Садовой, 302-бис из романа, где проживал Воланд со своей свитой.

Где? ст. м. Площадь Восстания, Старорусская ул. 5.